Как определить, что помпа двигателя вышла из строя?

Как определить, что помпа системы охлаждения двигателя вышла из строя?Существует несколько симптомов (признаков) по которым можно самостоятельно определить, что помпа (насос системы охлаждения) двигателя автомобиля вышла из строя (неисправна).

Перечислим эти симптомы в порядке наибольшей вероятности (от более распространенных к менее распространенным).

В качестве примера используем помпу системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л, 8 клапанов) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Так как она типична по устройству и принципу действия для большинства автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.

По каким симптомам можно определить, что помпа двигателя вышла из строя?

1. Корпус помпы начал сыреть.

Корпус исправного насоса системы охлаждения двигателя должен быть сухим. Если он сырой и на нем появляются капли антифриза (тосола), то со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что этой помпе приходит конец.

Можно обнаружить такую сырость, запотевание, капли влаги на ее корпусе и даже на поддоне двигателя со стороны помпы в ходе визуального осмотра.

Так как процесс разрушения помпы еще только начался, то уровень жидкости в расширительном бачке практически не падает. Если и приходится доливать антифриз, то не часто.

Причины такой неисправности — не герметична прокладка под корпус помпы или сальник на оси. При выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы.

С таким симптомом неисправности помпы двигателя можно ездить (некоторые так ездят годами). Но, это рискованно. Так как возможен внезапный выход ее из строя (например, далеко в пути) при котором может вылиться практически весь антифриз (тосол) из системы охлаждения двигателя. Что чревато его перегревом. Либо заклиниванием вала помпы при котором рвет ремень привода ГРМ.

Поэтому при обнаружении запотевания и отсыревания корпуса помпы лучше ее заменить на новую как можно быстрее. Во избежание проблем.

2. Появился шум со стороны помпы при работе двигателя.

Второй сопутствующий признак выхода из строя помпы системы охлаждения двигателя автомобиля  — это шум или гул со стороны помпы при работе двигателя на холостом ходу и средних оборотах.

Это шумит вышедший из строя подшипник вала помпы. Шум может сочетаться с подтеканием охлаждающей жидкости.

На ранних стадиях неисправности помпы он не сильно заметен, но со временем прогрессирует и становится хорошо заметен.

Для уточнения, что гудит помпа или генератор, можно снять ремень привода генератора и запустить двигатель. Если шум остался, помпа неисправна.

Необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта быть не должно.

3. Течь тосола (антифриза) из-под помпы.

Следующий этап выхода из строя помпы — хорошо заметная течь тосола (антифриза) под нее и дальше на поддон двигателя и окружающие детали. После стоянки (даже непродолжительной) под автомобилем могут образовываться пятна и даже лужи из охлаждающей жидкости.

При этом уровень в расширительном бачке постоянно падает ниже метки MIN  и приходится все время доливать антифриз. Обычно на этой стадии большинство водителей все-таки замечают неисправность и принимают меры к ее устранению.

Следует учитывать, что течь антифриза под помпу может случиться не только из-за износа сальника, но и при повреждении прокладки (уплотнительного кольца) под нее. Поэтому окончательный вердикт помпе можно вынести только после ее снятия.

4. Двигатель автомобиля стал постоянно перегреваться.

Использование некачественного тосола (антифриза) может привести к разрушению (разъеданию) лопастей насоса. Особенно если они изготовлены из пластмассы. Эффективность прокачки жидкости такой помпой будет снижаться, пока не пропадет совсем. В результате двигатель автомобиля начнет перегреваться, часто будет включаться вентилятор на радиаторе.

Помимо этого ремонт двигателя с применением герметика плюс загрязнение охлаждающей жидкости (например, если не менялась уже лет десять), в ряде случаев, приводит к закупорке (частичной или полной) подводящего канала к насосу. Бывали случаи, когда после снятия помпы из под нее вываливался сгусток кусков герметика и ржавчины. В результате прокачка ОЖ через систему охлаждения двигателя постепенно снижается. Что, опять же, приводит к его перегреву.

Примечания и дополнения

— Срок службы насоса системы охлаждающей жидкости (помпы) двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 довольно значительный. Если установлена качественная деталь, то и 100.000 км пробега не предел. На ее работоспособность влияет качество изготовления, сила натяжения ремня, качество залитой в систему охлаждающей жидкости и степень ее загрязнения. Учитывая влияние этих негативных факторов на ее ресурс, то 30-40 тыс км — уже очень хорошо.

Поэтому, необходимо периодически проверять состояние помпы. Например, приурочить такую проверку к замене масла раз в 10.000 км пробега. Проверка включает в себя как минимум визуальный осмотр для обнаружения течи и покачивание шкива помпы (для обнаружения люфта).

— Помпу можно отремонтировать своими силами, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.

Еще статьи по двигателю 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

— Низкое давление в топливной рампе двигателя, причины

— Низкая компрессия в двигателе автомобиля, симптомы неисправности

— Двигатели ВАЗ на которых не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ

— Почему перегревается двигатель автомобиля ВАЗ 21083, 21093, 21099?

— Основные неисправности крышки (пробки) расширительного бачка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(C) 2019 - 2024 car repair instructions
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания baza2108.ru.ru как первоисточника информации. В случае использования материалов на других сайтах активная гиперссылка на главную страницу вида baza2108.ru обязательна. Приведенные на сайте инструкции по ремонту автомобиля не являются публичной офертой и носят сугубо ознакомительный характер. Ответственность за последствия ремонта по приведенным инструкциям администрация сайта не несет.