Если, при движении автомобиля, водитель ощущает, вибрацию на руле (рулевом колесе), а так же частые толчки или даже удары в рулевое колесо (бьет руль), то значит пришла пора обратить внимание на переднюю подвеску, рулевое и ходовую часть.
На примере автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) рассмотрим несколько причин этой неисправности, а так же возможные способы самостоятельного ее устранения.
Вибрация руля при движении автомобиля, список причин
1. Нарушена балансировка колес автомобиля.
Возможно отскочил грузик на колесе, либо просто давно не производилась балансировка колес. Согласно регламента технического обслуживания автомобиля ее нужно проводить при каждой сезонной смене колес. То есть дважды в год.
2. Грязь на внутренней поверхности колесного диска.
Кусок грязи прилипший к внутренней поверхности колесного диска становится дополнительным грузом и нарушает балансировку колеса.
3. Деформация шины колеса («грыжа» на покрышке).
Чаще всего после удара (например, попадания колеса в яму на скорости) происходит одностороннее выпучивание резины (грыжа) и деформация покрышки. После чего руль автомобиля начинает вибрировать даже на маленькой скорости.
4. Погнут колесный диск.
После сильного удара возможна деформация не только покрышки, но и колесного диска. Водитель сразу ощутит это как биение руля.
6. Неисправны амортизаторы передних стоек.
Неисправные амортизаторы плохо гасят вибрацию при движении по неровной дороге. Водитель ощущает ее на руле.
7. Неисправна рулевая рейка.
Разбита опорная втулка рейки или большая выработка в месте ее контакта с шестерней вала. Возможно корпус рейки плохо закреплен на кузове.
8. Люфт в наконечниках рулевых тяг.
9. Ослабло крепление рулевых тяг к рулевой рейке.
10. Люфт в ШРУСах передних колес.
11. Погнут вал привода колеса.
11. Не затянута гайка ступицы колеса.
На автомобиле ВАЗ 21083 (21093, 21099) гайка ступицы колеса затягивается довольно большим моментом 226-243 Н.м и фиксируется подгибанием ее буртика в проточку на торце хвостовика ШРУСа. Если к затяжке и креплению гайки подошли формально, то возможно ее самопроизвольное отворачивание через некоторое время.
12. Не затянуты болты крепления колеса.
Скорее всего забыли затянуть после снятия колеса.
13. Ослабло крепление какой-либо детали передней подвески.
Например, рычагов, штанги стабилизатора поперечной устойчивости или рулевых тяг.
Примечания и дополнения
— Помимо вибрации и биения на руле возможна вибрация всего кузова автомобиля при его движении. Причины этой неисправности рассмотрим в отдельной статье на нашем сайте.